Сейчас часто можно увидеть в продаже различные альтернативы детским автокреслам: фиксаторы, треугольники, адаптеры и проч.
И это несмотря на то, что с 2017 г. их использование запрещено ПДД РФ.
Так почему же многие родители по-прежнему выбирают приспособления, которые не то что не обеспечивают безопасность детей, но и, более того, представляют опасность для ребенка?
Согласно предыдущей редакции Правил дорожного движения от 2005 г., детей до 12 лет в автомобиле можно было перевозить, используя «специальные детские удерживающие устройства (то есть, автокресла), соответствующие весу и росту ребенка, или иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. На переднем сиденье машины – только с использованием специальных детских удерживающих устройств».
Так что же такое «иные средства»? Этому определению в Правилах не было не было четкого объяснения, и это дало предпринимателям фактически самостоятельно изобретать и запускать в продажу устройства, которые, по их субъективному мнению, могли заменять полноценные автокресла и обеспечивать безопасность детей на дороге. В итоге список «иных средств» включил в себя:
- Адаптеры
- Направляющие лямки
- Треугольники
- Стяжки
- Корректоры
- Фиксаторы
- Бескаркасные детские автокресла
Екатерина Квашенкина, главный редактор журнала «АвтоМир»:
«Водители стали использовать всевозможные адаптеры и корректоры штатных ремней прежде всего потому, что эти устройства позволяли избежать штрафа за неправильную перевозку ребенка в автомобиле. Закон был написан таким образом, что даже младенца могли пристегнуть треугольником, и за это никто бы никого не оштрафовал.
Кроме этого, у наших сограждан не было и до сих пор нет привычки серьезно думать о безопасности детей, поэтому, когда перед родителями вставал вопрос – купить автокресло минимум за 3000 рублей или Фэст за 300 рублей, очень многие выбирали самый дешевый способ «защиты». По сути же, такой выбор делали лишь из желания избежать штрафа. Это могло бы продолжаться и дальше, но правила перевозки детей изменились. Теперь пункт 22.9 Правил дорожного движения, утвержденных в 2017 году, объясняет, что детей до 7 лет можно перевозить исключительно в специальных креслах, а детей с 7 до 11 лет на заднем сиденье можно просто пристегивать штатными ремнями безопасности».
То есть теперь мы видим, что в новой редакции Правил дорожного движения больше не встречается упоминание «иные средства», то есть для детей младше 7 лет больше нет никаких других законных способов перевозки в машине и обеспечения безопасности детей, кроме как в автокресле.
А на заднем сиденье для фиксации пассажиров от 7 до 11 лет теперь разрешено использовать просто ремень безопасности. И это неспроста, ведь различные фиксаторы, корректоры, бескаркасные детские кресла не только не снижают риск травмирования, но и увеличивают его.
— Перед тем как изменить ПДД два года назад, – рассказывает Екатерина Квашенкина, – российские ученые моделировали аварии разного типа. На манекенах проверяли, что опаснее для ребенка от 7 до 11 лет – ездить пристегнутым обычным штатным ремнем безопасности или пристегиваться тем же ремнем, но с адаптером. Выяснилось, что безопаснее без адаптера.
А дело все – в механизме работы этих устройств (например, треугольников или устройства Фэст). Они отодвигают ремень вниз, в результате чего он проходит не по шее малыша, а по плечу. Помимо этого, подтягивается вверх поясная лямка, которая должна упираться в тазовые кости. Но так как они развиты у детей очень слабо, она просто не может закрепиться на них и при врезается в живот. Это может быть опасно травмами внутренних органов даже если не произошло ДТП.
В случае же с бескаркасными автокреслами в аварии их ремни рвутся, и ребенок так же проскальзывает под поясной лямкой. Кроме того, в таких креслах полностью отсутствует защита от бокового столкновения, а именно оно так часто встречается в автомобильных ДТП.
Татьяна Буцкая, врач-педиатр, эксперт по детским товарам:
«Время фиксаторов ремней безопасности и треугольников уже проходит, сами производители прекращают их выпускать. И я надеюсь, что все понимают: это – зло. Однако на их место приходят так называемые бескаркасные автомобильные кресла, которые создают видимость полноценных автомобильных кресел, но при этом ненадежно крепятся в машине и не защищают от боковых ударов. Это уже зло завтрашнего дня, потому что создается иллюзия, что ребенок пристегнут, а на самом деле – нет. Нужно бороться с продажей бескаркасных кресел сейчас, чтобы завтра дети не погибали в машинах, оборудованных этими автокреслами.
Об опасности таких устройств говорят и международные организации. В частности, наши английские коллеги рассказывают, что может произойти с ребенком, если в качестве защиты использовать бескаркасные детские кресла. При ударе машины на скорости примерно 48 км/ч испытательный манекен, соответствующий параметрам трехлетнего ребенка, вылетел через лобовое стекло (на сайте английского WHICH? опубликован ролик с краш-тестом, в котором показаны плачевные последствия использования бескаркасных детских кресел). Еще в 2014 году торговые стандарты британского графства Сарри назвали эти кресла «сиденьями-убийцами». Теперь, согласно закону, в Великобритании могут использоваться только детские кресла, одобренные ЕС. На это укажет специальная оранжевая наклейка.
Также вне закона и направляющая лямка («ФЭСТ»). Международные независимые эксперты после ипытаний этой «лямки» и пришли к выводу: в случае аварии ремень такого устройства способен нанести малышу смертельные травмы.
Несмотря на опасность и на то, что «иные» устройства теперь запрещены для использования на законодательном уровне, мы все еще можем встретить их в магазинах. Причем в крупных и с хорошей репутацией. Некоторые производители продолжают уверять, что эти средства ставят ремень в оптимальное положение и защищают тело ребенка. Другие говорят, что их устройства не защитят тело самостоятельно, но их можно использовать в тандеме с детским креслом. А теперь главное: родители доверяют и магазинам, и производителям и покупают для своего ребенка антизащиту. К тому же по незнанию нарушают ПДД – ведь до семилетнего возраста обязательно использовать детское кресло. Никакие адаптеры его больше не заменяют.
Как показал опрос, проведенный на сайте премии «Выбор родителей», 75% родителей все-таки не доверяют бескаркасным автокреслам и «иным» устройствам. Однако есть оставшиеся 25%. Видимо, это как раз те родители, которые делают спрос на этот товар. В России проблемой «иных» устройств активно занимаются общероссийское движение «Совет матерей» и Росстандарт.
Мы ведем достаточно серьезную и жесткую информационную войну, – делится Татьяна Буцкая. – Надо кричать отовсюду, как опасны «иные удерживающие устройства», так как родители приходят в магазин, видят их на полке и покупают. Ведь мы сами приучили людей: в крупных, серьезных магазинах, вероятно, продаются безопасные товары. Некоторые производители уже поняли, что игра не стоит свеч, и свернули производство. Однако люди продолжают присылать мне фотографии этих устройств в продаже. Лучшее решение – запретить не только использование, но и продажу «иных» устройств на законодательном уровне. Я не знаю ни одного исследования, подтверждающего, что они защищают. А обратных результатов очень много: пуговицы отлетают, ремни рвутся, дети «подныривают» под лямку, сдавливаются внутренние органы. Это очень опасные устройства!
Все автокресла продаются с собственными ремнями безопасности, и любое самостоятельное «усовершенствование» устройства будет означать, что вы его неправильно используете, – предупреждает Татьяна Буцкая. – Одно время в США участились случаи летальных исходов при перевозке детей в автокреслах. Оказалось, что родители просто не пристегивали их. Здесь то же самое: зачем модернизировать дорогое кресло? Это все равно что не пристегнуть ребенка. Для автомобильного кресла не нужны никакие дополнительные лямки. А если оно не закрепляется, то либо кресло плохое, либо вы не изучили инструкцию и закрепляете его неправильно.
К сведению: согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), правильная эксплуатация детских автокресел способна уменьшить детскую смертность на дороге вдвое, а летальные исходы с младенцами – на 70%.
Наши автокресла соответствуют всем последним европейским стандартам безопасности ECE R44/04, имеет все необходимые сертификаты и дейтсвительно защитят вашего ребенка.
А что важнее вам: экономия или жизнь малыша?